ТАНК Т-26: БРОНЯ ПОДДЕРЖКИ ПЕХОТЫ

59

Наш рассказ о танках мы начинаем с одной из самых интересных машин, стоявших долгое время на вооружении армии нашего Отечества. Это – легкий танк Т-26.
Он стал самым массовым танком, которые выпускала промышленность СССР до начала Великой Отечественной войны. Его история – путь солдата, путь труженика войны, рабочего поля боя. Он и создавался для этого. Его предназначением была самая трудная задача – прикрыть своей броней, своей пушкой, своими пулеметами пехотинца.

Рождение танка
42История танка Т-26 начинается с 1929 г. Выполняя постановление Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) от 15 июля 1929 г. «О состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил приобретенный закупочной комиссией под руководством И.А. Халепского английский танк «Виккерс 6-тонный» (Vickers Mk E), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февраля 1931 г. танк приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца. Он появился в том же году под названием Т ММ-1.
Оба Т ММ не удовлетворили военных, и в производство пустили «Виккерс» с некоторыми изменениями. Его делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей «Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка поручили коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом.
15 первых машин приняли участие в военном параде 7 ноября 1931 г.
В 1932 г. для его освоения в производстве было создано «Бюро Т-26» (позднее СКБ-2) на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде.
В 1932 году разработали новую модель танка Т-26. В 1933 году на базе Т-26 образца 1931 г. создали огнеметный ОТ-26.
По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Два пулемета Виккерс с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ – справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 т, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч.
С 1935 г. бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т. На танках 1936 г. начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть. С 1937 г. на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с. Боевая масса достигла 9,75 т.
Т-26 образца 1937 г. получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25 т.
Начиная с 1938 г. на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости.

43 44 45 46 46 47 48 49 50
Танк выпускался в двух основных вариантах: с одной и двумя башнями. Сейчас мы поговорим только о его однобашенной версии.
Однобашенный Т-26 выпускался с 1933 до 1941 г. в следующих модификациях:
— Т-26 — линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
— Т-26РТ — командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
— Т-26А — артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
— СТ-26 — саперный танк (мостоукладчик);
— ОТ-130, 131, 132, 133, 134 — огнеметные танки с огнеметной установкой и 1-2 пулеметами ДТ;
— Т-26-1 — линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932-1938 гг., 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.
Всего на базе танка Т-26 разработано 53 типа боевых машин различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Всего за время производства промышленностью было выпущено 11218 танков Т-26.
Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Он имел классическую схему, по которой до сих пор строится большинство танков всех армий мира: впереди отделение управления, затем боевое и в корме — моторное.
Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 г. Но в июле-августе 1941 г. в Ленинграде достроили около 100 машин из неиспользованного запаса корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные (мостовые).
На базе Т-26 выпускалось большое количество боевых машин специального назначения: огнеметные танки, мостоукладчики, телемеханические танки, самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, бронетранспортеры и др.

Т-26 в боях за Испанскую республику: боевое крещение
В июле 1936 г. началась Гражданская война в Испании, которая стала тем местом, где танки Т-26 впервые приняли боевое крещение.
18 июля 1936 г. в этой стране начался мятеж против правительства республики, возглавленный генералом Франсиско Франко. Мятеж поддержала большая часть армии и полиции. Высадив Африканскую армию в континентальной Испании, в течение нескольких недель Франко захватил половину территории страны. Но в крупных промышленных центрах севера — Мадриде. Барселоне, Валенсии. Бильбао и других мятеж не удался. В Испании началась гражданская война.

51
Когда фашистский режим генерала Франко начал терпеть военные поражения к нему на помощь пришли войска из Италии и Германии. Но 54 страны мира оказали поддержку испанскому народу в его борьбе против фашизма. Началось массовое создание Интернациональных бригад. На помощь молодой сражающейся республике прибыли в том числе и военные из Советского Союза.
Уступая просьбе республиканского правительства, правительство СССР приняло решение продать испанцам военную технику и направить в Испанию военных советников, в том числе танкистов. 26 сентября 1936 г. в порт Картахена прибыла первая партия из 15 танков Т-26, которые предполагалось использовать для обучения испанских танкистов.
Но обстановка осложнилась, и эти танки пошли на формирование танковой роты, командование над которой принял капитан РККА Поль Арман. Уже 29 октября рота вступила в бой, который смешанные советско-испанские экипажи провели 29 октября за город Сесенья. Было уничтожено до двух батальонов противника, два итальянских танка «Ансальдо», десять орудий, около 40 автомашин.
1 ноября нанесла удар по франкистам танковая группа полковника С.Кривошеина, в состав которой входили 23 Т-26 и девять бронеавтомобилей. При этом на части машин были испанские экипажи. С начала декабря 1936 г. в Испанию в массовом порядке начали прибывать танки Т-26 и другая военная техника, а также личный состав во главе с комбригом Д.Павловым. Командиры и механики-водители были кадровыми военными, направленными из лучших частей и соединений Красной Армии.

52

Испанская 11-я Интербригада в бою под Бельчите. 1937 г.

На основе почти 100 единиц прибывшей техники и личного состава началось формирование 1-й Республиканской танковой бригады. Главным образом за счет советской помощи к лету 1938 г. армия республиканцев располагала уже двумя бронетанковыми дивизиями. Всего же до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков Т-26 (поставлялись только однобашенные машины образца 1933 г.). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz.l и итальянские танкетки CV3/33, имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26.
О том большом значении, которое придавали у противника советским пушечным танкам свидетельствует тот факт, что за захват танка Т-26 командование франкистов выдавало премию в размере 500 песет — сумму приблизительно равную месячному жалованию американского летчика на службе у республиканцев.
За рычагами Т-26 сидели не только советские танкисты, но и испанские военные, а также бойцы интербригад.
Советские и испанские экипажи отличились в боях под Толедо, Гвадалахарой и при обороне Мадрида. Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г за проявленное мужество и героизм шести танкистам были впервые присвоены звания Героев Советского Союза — П.М. Арману, Д.Д. Погодину, С.К. Осадчему, Н.А. Селицкому, П.Е. Куприянову, С.М. Быстрову.
Т-26 танки в Испании продемонстрировали с одной стороны, полное превосходство над немецкими и итальянскими танками, находившейся на вооружении сторонников Франко, а с другой — слабость легкобронированных танков перед появившейся на поле сражения противотанковой артиллерией.

В боях на Дальнем востоке
1938 г. вошел в военную историю Отечества как отражение агрессии Японии против СССР на его дальневосточной границе.
Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, стал советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан в июле 1938 г. Для танка Т-26 это были первые бои, связанные с действиями на территории своей страны.
Для разгрома японской группировки советское командование привлекло 2-ю механизированную бригаду Первой Дальневосточной армии, а также 32-й и 40-й отдельные танковые батальоны. Советская танковая группировка насчитывала 257 танков Т-26.
Танкисты отличились в действиях в районе озера Хасан, где сражались за сопки Безымянная и Заозерная. Бои начались 31 июля 1938 г и завершились 11 августа поражением японских захватчиков.
Однако 28 мая 1939 г. японцы вновь начинают агрессивные действия. Они вторгаются в Монгольскую Народную Республику. Согласно договору о взаимной помощи советское правительство дало указание своим войскам, находившимся в Монголии защищать монгольские границы так же упорно, как границы СССР.
Основная тяжесть боевых действий танковых частей в Монголии у реки Халхин-Гол «легла на плечи» колесно-гусеничных танков БТ. По состоянию на 1 февраля 1939 г. в составе 57-го Особого корпуса имелось всего 33 танка Т-26. К августовским боям число их немного увеличилось, но все равно они составляли сравнительно небольшой процент от общего числа участвовавших в боях танков. Тем не менее, использовались они достаточно интенсивно.
В боях приняли участие 6-я, 9-я, 11-я танковые бригады, а также танковые полки стрелковых дивизий, в составе которых воевали танки Т-26. В результате разработанной совместно монгольским и советским командованием операции японские войска были разгромлены и 16 сентября 1939 г. боевые действия прекращены.

Начало Второй мировой войны: Освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию
Нападением 1 сентября 1939 г. Германии на Польшу и объявлением Англией и Францией войны Германии началась Вторая мировая война.
С первых часов ломая сопротивление Польской армии, немецкие части быстро продвигались на восток. К середине месяца они не только подошли к рекам Западный Буг и Сан, но и в некоторых местах переправились через них, вступив на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
Советское правительство приняло решение отодвинуть угрозу от своих непосредственных границ и 17 сентября 1939 г. войска Рабоче-крестьянской Красной армии перешли границу. В составе стрелковых и кавалерийских соединений Белорусского и Украинского фронтов находились соответственно пять и шесть танковых бригад, имевших на вооружении танки Т-26.
В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «Освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию. В частности, 17 сентября 1939 г. польскую границу пересекли 878 Т-26 Белорусского фронта. Потери в ходе боевых действий во время польского похода были весьма незначительны: всего 15 машин, а вот по причине разного рода технических неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины

«Зимняя война» с Финляндией
30 ноября 1939 г. разразился тяжелый вооруженный конфликт между Финляндией и Советским Союзом. В этой зимней кампании с советской стороны участвовало пять армий, которые имели в своем составе танковые бригады и батальоны, на вооружении которых были танки Т-26,в том числе и «двухбашенники», вооруженные пушками. Танкистам приходилось особенно тяжело в условиях озерно-лесистой местности, изобиловавшей болотами и созданными искусственными заграждениями. Кроме того, стояли сильные 30-40-градусные морозы, землю покрывал слой глубокого снега до двух метров толщиной.
Все удобные для движения пути прикрывались финскими войсками. Узкие гусеницы советских танков проворачивались, буксовали, и Т-26 садились днищем на снег или проваливался в незамерзающее болото. При длительных остановках для запуска двигателя приходилось под днищем машин разводить костры. Выполнение боевых задач для танка как средства непосредственной поддержки пехоты было ограничено. В результате — большие потери от огня противотанковой артиллерии. Чтобы их уменьшить, на часть машин во время войны с Финляндией установили экраны.
Но, несмотря на это, в некоторых случаях, когда танкистами командовали опытные, смелые, агрессивные и умелые командиры, даже в этих условиях Т-26 показывали, что способны на большее, чем от них привыкли ожидать.

Великая Отечественная война – испытание на прочность
22 июня 1941 г. войска РККА, дислоцировавшиеся вдоль западной границы Советского Союза, вступили в неравный бой с немецко-фашистскими захватчиками, вторгшимися в пределы нашей страны. Самые сильные удары в первые часы войны обрушились на войска Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов, которые впоследствии были переименованы в Северо-западный, Западный и Юго-западный фронты.
Южнее Бреста, в трех-четырех километрах от границы, за рекой Мухавец располагался военный городок 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса Красной Армии, на вооружении которого находились 504 танка Т-26 и несколько танков БТ. В состав корпуса входила и 30-я танковая дивизия, имевшая на вооружении устаревшие двухбашенные пулеметные танки и танки первых выпусков с 37-мм пушками. Неожиданный удар немецкой артиллерии и авиации из-за Буга уничтожил большую часть танков, артиллерии и автомашин, артиллерийский склад и склад горюче-смазочных материалов. Оставшиеся танки Т-26, развернувшись в боевой порядок, с ходу вступили в бой и вместе с подошедшими мотострелками отбили атаку. Более того, им удалось оттеснить противника к Бугу.

61

Героически погибший танк Т-26 и его экипаж. 1941 г.

Танки батальона капитана С.Н. Кудрявцева, совершив фланговый маневр, вышли к переправе через реку и огнем из пушек и пулеметов нанесли немцам тяжелые потери.
Во второй половине дня 22 июня 22-я дивизия, почти без горючего, боеприпасов и средств связи, вступила в бой с 3-й танковой дивизией немцев. Несмотря на большие потери, дивизия принимает участие в контрударе 14-го механизированного корпуса в районе Бреста. В бою у г.Жабинки дивизия понесла большие потери и под угрозой окружения отошла к Кобрину. 24 июня она совместно с 30-й танковой дивизией, имея всего 25 танков, вела бои на рубеже Буга.
К 28 июня, после беспрерывных атак 3-й танковой дивизии немцев, 22-я насчитывала в своем составе 450 человек личного состава, 45 автомашин и ни одного танка. Все имевшиеся в ее составе Т-26 были потеряны в трудных боях с захватчиками, но сумели нанести ему большой урон, в том числе в технике.
Пушечные «двухбашенники» Т-26 имелись в составе 25-го механизированного корпуса Харьковского военного округа. С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где участвовали в боях за город Жлобин. Батальон двухбашенных Т-26 поддерживал огнем 117-ю стрелковую дивизию.

53

Танки Т-26 под Севастополем. 1942 г.

Много боевых машин вышло из строя по техническим причинам, из-за большой нехватки запасных частей. Много поломок Т-26 было также из-за слабой подготовки механиков-водителей.
Внеся свой вклад в разгром врага под Москвой, Т-26 в 1942 г. принял участие практически во всех боевых операциях. Танк защищал Севастополь, участвовал в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически по всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70.
Участие в боях с фашистскими войсками Т-26 принимали до 1944 г. Они стояли на вооружении 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта.

Завершая войну: снова Дальний Восток
Последней же боевой операцией советских Вооруженных сил, в которой приняли участие Т-26. стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 г. На Дальнем Востоке к 1945 г. сохранилось довольно много танков старых марок, в первую очередь Т-26 и БТ-7. Ими были укомплектованы несколько танковых бригад, которые всю Великую Отечественную войну находились на манчьжурской границе и не участвовали в военных действиях. С цепью повышения их боевых возможностей летом 1945 г. с заводов поступило 670 танков Т-34-85. которыми укомплектовали первые батальоны в этих танковых бригадах. На вооружении же вторых и третьих батальонов сохранились танки Т-26 или БТ-7. В таком составе эти части приняли участие в боях с японцами.

    

Памятники Т-26

54 55
Хотя мы привыкли видеть на постаментах танки Т-34 разных модификаций, Т-26 тоже нашел свое место. Один из них установлен возле города Питкяранта в Республике Карелия, где в обеих советско-финских войнах (1939-1940 гг. и 1941-1944 гг.) в результате кровопролитных боев останавливался фронт. В конце 2005 г. в Питкяранте был сооружен новый памятник воинам Красной Армии: на постамент установили танк Т-26, найденный в 1998 г. на дне Ладожского озера вблизи города.

57 56
Другой памятник Т-26 установлен 8 мая 2007 г., в канун 62-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Выборге (Ленинградская область) на улице Победы около дома № 1. Танк командирской модификации с поручневой радиоантенной.
Он был обнаружен в финском заливе в 2005 г. В танке находились останки боевого экипажа. Администрация города Выборга приняла решение установить Т-26 в знак памяти погибших на проспекте Победы.
В городе Старая Русса Новгородской области тоже стоит Т-26, найденный и восстановленный энтузиастами.

58
Еще один интересный памятник установлен в районе города Кандалакша. Но самого танка там нет. Но на лицевой части памятника из траков гусениц танка Т-26 выложена дата «1941». Это память танкистам из экипажа Т-26 Грязнову А.М. и Игнатову А.С. погибшим, отражая атаку врага, в 1941 г.
Если вы будете там когда-нибудь – остановитесь и внимательно посмотрите на танк. Перед вами настоящий «труженик» войны, машина-солдат. В ней горели люди, многие из которых были вашими ровесниками или совсем немного старше вас. Пусть слабая броня была у Т-26, но и она, усиленная силой духа экипажей, прикрыла собой наше Отечество.

Источники:
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/90-t-26-odna-basnya
http://www.opoccuu.com/t-26.htm
http://milday.ru/ussr/ussr-army/ussr-tank/76-legkiy-tank-t-26.html